Родной язык
Цели и задачи изучения предмета. Роль учебного предмета в достижении планируемых результатов освоения образовательной программы.
Изучение родного (даргинского) языка и литературы обеспечивает выпускникам возможность общаться с носителями языка; умение работать с информацией и использовать их для удовлетворения личных интересов и потребностей. В процессе общения формируются ценностные ориентиры и морально-этические нормы; происходит становление мировоззрения; закладывается база для гражданской идентичности.
Цели обучения родному (даргинскому) языку и литературе формулируются (согласно ФГОС ) исходя из ожидаемых результатов на трех уровнях- личностном, метапредметном и предметном.
Вклад предмета «Родной (даргинский) язык и литература» в достижение личностных результатов в процессе обучения в выражается в следующем:
-формирование представлений о родном (даргинском) языке и литературе как средстве познания окружающего мира;
-формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, партнерам по общению, к членам семьи, учителю;
-воспитание российской гражданской идентичности;
-развитие самостоятельности, соблюдение социальных норм речи, что проявляется в моделируемых ситуациях в учебниках;
-развитие навыков сотрудничества со сверстниками в процессе совместной деятельности.
Обучение родному (даргинскому) языку и литературе способствует достижению метапредметных умений, составляющих основу умения учиться:
- принимать задачи учебной и коммуникативной деятельности, в том числе творческого характера, подбирать адекватные языковые средства в процессе общения на даргинском языке;
-планировать, выполнять и оценивать свои учебные/ коммуникативные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- владеть базовыми грамматическими понятиями, отражающими существенные связи и отношения (время, число, лицо, принадлежность и др.);
-владеть умениями смыслового чтения текстов разных стилей и жанров в соответствии с целями и коммуникативными задачами (с пониманием основного содержания, с полным пониманием);
-слушать и слышать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
-договариваться о распределении ролей в процессе совместной деятельности, например проектной;
-осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
-комплексно использовать разные компоненты учебного предмета «Родной (даргинский) язык и литература» ,электронные материалы.
Предметные результаты освоения младшими школьниками состоят в формировании коммуникативной компетенции на даргинском языке в четырех видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении и письме), предусматривающей также развитие языковых навыков на заданном уровне и социокультурной компетенции.
Рабочая программа по учебному предмету «Родной (даргинский) язык» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования федеральной рабочей программы по учебному предмету «Родной (даргинский) язык» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по родному (даргинскому) языку.
Изучение родного (даргинского) языка направлено на достижение следующих целей:
- воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению национальной культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах
человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
- осознание роли языка как основного средства человеческого общения и как явления национальной культуры: осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа, понимание значения родного языка для освоения и укрепления культуры и традиций своего народа; проявление познавательного интереса к родному языку и желание его изучать;
- овладение даргинским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом
самосовершенствовании
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма.
Предмет «Родной язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.
Цели и задачи обучения
Изучение родного языка на ступени начального основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре родного языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи, умение правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Согласно учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение родного языка в 5 - 9 классе отводится 170 часов из расчёта 1 час в неделю.
Содержание рабочей программы рассчитано на один год обучения. Оно предусматривает обязательные контрольные работы и работы по развитию речи, направленные на освоение учащимися теории и практики этой учебной дисциплины.