Из истории села Некрасовка. "Мы родом..."
"Мы родом..."
23.04.2021
Мы родом ...
Последние староверы
Дагестана
23 ноября, 2013
«Старые отмёрли, молодые уехали»
Корреспондент «Русской планеты» побывала у последних старообрядцев Дагестана –
в селе Некрасовка.
В 1930-х годах в Дагестане появилось несколько сел, основанных староверами,
которые бежали с Дона от коллективизации. Сейчас осталась только одна
Некрасовка, где официально зарегистрирована старообрядческая община Дагестана.
Правда, население здесь почти полностью состоит из жителей горных районов
республики.
Некрасовка расположена всего в 20 километрах на восток от Кизляра, но добраться
сюда непросто — в село не ходит общественный транспорт. На кизлярскомвокзале
советуют сесть в автобус до Кардоновки — центра сельского совета, в который
входит и Некрасовка, доехать до поворота и еще 10 километров грунтовки
преодолеть пешком или дожидаться редких попуток.
Казаки-некрасовцы
Саманный беленый дом, три окна с голубыми наличниками и низкий деревянный
заборчик с надписью «Продается». Нас встречают голубоглазая старушка в белом
платочке и зеленом халате и женщина помоложе — в домашнем брючном костюме с
коротко стриженными крашеными волосами и яркими ногтями. Это Васса Васильевна
Доронина, староверка, старейшая жительница Некрасовки, и ее дочь Анастасия
Юдина.
В доме у Дорониной светло и чисто: красный угол с темными, неузнаваемыми
иконами под вышитым рушником, большая кровать, стол, старенькие телевизор и
шкаф. Старушка садится под образа, и сразу отказывается от печенья, купленного
в магазине по соседству.
— Так сейчас Успенский пост, — строго говорит она.
— И вы держите?
— Конечно, — серьезно отвечает старушка.
Ей 85, она почти на десять лет старше самого села.
Доронина из некрасовцев — потомков донских казаков, покинувших Россию в начале
XVIII века.
«Староверы бежали еще в XVII веке, когда Никон в патриарх пришел и перековеркал
веру, а кто сильно за веру был — тех жгли, да били. И был такой Игнат Некрасов
— военный, он староверов перевел через Дунай, и так пошли они странствовать: и
в Турции, и в Румынии жили, и в Бессарабии, и в Болгарии, и в Австро-Венгрии —
и везде свои корни оставляли», — рассказывает она.
Атаман Игнат Некрасов участвовал
в восстании донских казаков под предводительством Кондратия Булавина в
1707-1708 годах. После подавления восстания Некрасов увел несколько тысяч своих
сподвижников (по разным данным — от двух до восьми тысяч) за турецкую границу
на Кубань. Около 250 лет некрасовцы (или «игнат-казаки») жили обособленными
общинами по «заветам Игната», которые в числе прочего включали и староверие.
«Потом наши стали возвращаться в Россию. Еще до революции, в 1911 году пришел
пароход из Турции, который привез староверов в Новороссийск. Они поселись в
месте, где сейчас Сочи. Им давали дома, но они отказались — ушли подальше в
горы. Было за Адлером местечко — Бухта называлась (ныне Нижне-Имеретинская
бухта), там раскорчевали лес и поселились. А лет через десять переселились в
Донскую область, туда и приехали мои родители в 1925 году. Я там рожденная», —
рассказывает Доронина.
Из Донской (нынешней Ростовской) области староверы, по словам бабушки, бежали
от коллективизации — на совете решили в колхозы не вступать и снялись всей
общиной.
Кто поехал в Одесскую область, кто на Кубань, а около 100 семей уехали в
Дагестан. В 1932 году основали село километрах в семи от нынешней Нерасовки.
«Помню, как мы в Камышах жили — рядом вода была — хорошо для рыбалки, поэтому
отцы там поселились, но речка Кардонка нас постоянно затапливала — по дворам на
каюках ходили. Тогда власть дала нам земли прямо подле Кизляра, но мы
облюбовали себе тут бугорок, и в 1936 году основали это село — Некрасовку. Так
назвали, потому что нас некрасовец из России вывозил — где б мы ни жили — везде
называем села в честь нашего предводителя. Везде, где Некрасовки — это наши
люди», — рассказывает старушка.
В 1938 году коллективизация пришла и в Дагестан, но некрасовцы бежать уже не
стали и вступили в колхоз «Красный восход».
«Работа в колхозе была тяжелая и, понятно, никто за нее не платил. Я в 11 лет
пошла работать, а как пришла война — трудились с утра до ночи, не покладая рук
— и все для фронта. Корни алтей-травы копали — лекарство для солдат, ночью
вязали варежки и носки. Себе на пропитание выращивали кукурузу — выживали как
могли», — вспоминает Доронина.
На фронт ушли только те некрасовцы, которые родились в России. Остальные же
гражданства не имели и считались турецкими поданными, поэтому на службу их не
брали. В апреле 1949 года староверам выдали наконец советские паспорта. В том
же году Васса Васильевна вышла замуж за Федора Петрокеевича Доронина.
Старушка приносит из другой комнаты фотографии: на одной молодая пара — Васса
Васильевна с мужем, на другой — большое семейство Дорониных в традиционной
одежде староверов.
— Раньше как было, наши ходили совсем как мусульмане — женщины закрытые, а
мужчины с бородой. Сейчас все это ушло, — говорит она.
— А не осталось у вас старых костюмов, может, сохранились?
— Не-е-ет, — тянет старушка. — А зачем, кому оно надо?
Из «старого» в доме Дорониной только иконы.
— У нас они (иконы — РП) передаются из поколения в поколение. Вот тут у меня
икона Покрова Богородицы и Иоанн Креститель. Их родители из Турции привезли, а
когда и где они были писаны, даже и не знаю.
— А что, в советское время можно было иконы держать, молиться? Не было гонений?
— Как же не было? Вот именно что было. Как в сороковых запретили попов, они и
разбежались, а старики не бросили — ходили ночами в комнатах и молилися.
Сколько был Советский Союз, столько и были гонения. Это большая ошибка была —
веру никогда не надо ни навязывать, ни запрещать. Нас вот с детства родители
учили вере. Они жили не при гонениях. И в том хуторе, в Камышах, была церковь с
колоколами, и попы были. А здешнюю церковь развалили в 40-х годах. Потом только
отстроили, в 80-х, — рассказывает Васса Васильевна. — Но и в советское время мы
молились, а кто партийный, того гоняли, а мы, простые люди, нам никто не
запрещал иконы в домах держать.
— Да и не было истовых староверов в партии. Лично мне мать запрещала и в октябрята
вступать, и в пионеры, и в комсомол. Это по их правилам нельзя было, но мы все
равно тайком вступали, — вставляет дочь.
А два сына Дорониной и вовсе вступили в партию.
«А кто будет слушать как по вере? Если я говорю одно, а в школе другое. Школа
против веры шла, а кого они будут слушать? Там где легче, лучше, так они и
повыросли», — говорит самая старая жительница Некрасовки.
Правда, сыновья ее, несмотря на партийность, обвенчались с женами, а снохи
перед замужеством крестились по-староверски — с троекратным погружением в воду.
"Они же не крестуют, а обливают, а у нас надо с головой три раза окунать —
хоть маленький, хоть большой, а этих мы обливанцами называем, у нас так не
делается. Но теперь староверы отсюда по всей России разбрелись. Больше в Дагестане
нигде нас нет, старые отмёрли, молодые уехали. Было старообрядчество, да вышло
все, — вздыхает старушка.
Сама Доронина тоже скоро уедет, если дочери удастся быстро продать дом.
Новый раскол
Екатерине Петуховой 66 лет, ее родители из первой волны переселенцев, а сама
она родилась уже в Некрасовке.
Хата у нее слегка покосившаяся — из-за прошедшего в 2002 году наводнения, а
двор захламленный — по нему как бесхозные кошки разгуливают худые индоутки и
куры.
От уже смятого в рюкзаке печенья хозяйка вежливо отказывается — тоже постится.
И предлагает нам поесть постного супа.
«Вот говорят, что староверы даже если их попросят, не дадут иноверцу воды
напиться, а если и дадут, то потом разобьют чашку, из которой он пил. Это
неправда. Нам мама всегда говорила, что это большой грех — не дать воды, да и
посуда какая дорогая, как тут ею разбрасываться. Может, где и есть такие, но у
нас такого не водится, — Петухова крестит хлеб. — Нас учили, что надо
перекрестить, это ведь не мы печем, а мусульмане пекут, ну и вообще хлеб любит,
чтобы его крестили.
Она раскладывает на столе старообрядческие книги, брошюрки и собственную
рукописную книжечку — 30-страничную «Летопись села Некрасовка».
Ее лет десять назад женщина писала для местной школы, где уже 40 лет работает
библиотекарем.
«Сейчас я ухожу и книгу заберу. Никому она тут уже не нужна. Наших почти не
осталось», — сокрушается Петухова.
В конце 1970-х в селе появились первые дагестанцы из горных аулов — националы,
как их называют староверы.
«В 1978 году начали понемногу приезжать, а в 2000 году нахлынули, была вроде
программа какая-то — с гор спустить, даже некоторых принуждали, как в советское
время. И тут люди чуть ли не даром дома отдавали, была как паника. А когда
Кизляр чеченцы захватили (теракт Салмана Радуева в Кизляре в 1996 году — РП),
стали русские убегать, и отсюда староверы тоже. Сейчас тут в основном даргинцы,
да аварцы живут, — говорит женщина.
По данным последней переписи 2010 года, в Некрасовке проживают 604 человека.
Такие цифры приводит и Петухова по своей хозяйственной книге.
«Когда село разрослось, тут было 160 дворов, и все наши, а теперь русских
только 30 дворов осталось, из них 20 — староверы. Всего-то 30 стариков», —
говорит она.
Примерно столько же человек может поместиться и в местную церковь, здесь теперь
священник из города Приморско-Ахтарск Краснодарского края — владыка Созон,
Петуховой он не нравится, поскольку представляет одно из конкурирующих
направлений в Русской Древлеправославной Церкви, к которой относятся и
казаки-некрасовцы.
Раскол в ней произошел в 1999 году, когда от РДЦ отделилась Курская епископия
во главе с епископом Апполинарием Дубининым, в дальнейшем противоречия между
разными направлениями только усилились.
«Раскол — грех великий. У них небольшая паства, ну и мы тут заблудшие — я за
патриарха Александра, но сейчас хожу к Созону. А что делать? Умрешь — не будут
ни читать, ни отпевать, ничего. Вот у нас женщина умерла месяц назад, а она с
мужем не повенчалась — сама староверка, а он нет. Так над ней читали сестры и
дочка втроем — и все, без священника, — говорит Петухова. По ее же словам, в
отсутствии священника местные женщины вели службу самостоятельно.
Поговорить со священником Петухова не одобряет, но объясняет, как дойти
до церкви. На пути к храму кладбище со старообрядческими деревянными крестами,
покрашенными в нежно-голубой цвет с жестяными табличками. На тех, что поновее,
встречаются и фотографии. Есть могилы добротные — с камнями, большими портретами,
огражденные заборчиками. Правда, таких всего три штуки.
Сама церковь Некрасовки оказывается простым домом с крестом на крыше. На стук в
дверь нет никакой реакции, но на крик «есть кто в церкви» из двери выскакивает
подвижный бородатый старичок в засаленной подпоясанной рубахе с огромной
заплатой на плече — настоящий такой, фольклорный старовер.
«Я не Созон, я Порфирий», — объясняет он.
Порфирию Скачкову 65 лет, родился в Некрасовке, но после службы в армии уехал
жить в Грузию. И вот совсем недавно вернулся в родное село.
Видно, что живущий отшельником Скачков рад поделиться своими мыслями: о
крещении Руси, святых иконах и правильном образе жизни.
Первая же попытка его сфотографировать вызывает у Порфирия протест.
"Нельзя меня фотографировать, и записывать нельзя, не то, что я боюсь —
грех это, — говорит старик и пытается привести свои аргументы, сводящиеся к
тому, что фотографии похожи на иконы.
Только к вечеру удается найти священника Созона, грузного, бородатого мужчину
лет 45-ти. Он также сразу предупреждает, что его нельзя ни фотографировать, ни
записывать на диктофон. Рядом, подбоченясь, становится полная круглолицая
селянка — родственница Созона. Пройти в дом или во двор не предлагают, всем
видом показывая, что разговор будет короткий.
«Приехал для восстановления прихода, мужиков почти не осталось, а женщинам не
под силу самим тянуть службу, — нехотя отвечает он на вопросы, нетерпеливо
покачиваясь.
«Службы идут по субботам и воскресеньям с часу до шести», — кратко говорит он,
а вопрос о числе прихожан попросту игнорирует.
На него отвечает на обратном пути Петухова.
«Три-четыре женщины. В праздники еще две из Кизляра приезжают, а на Рождество и
Пасху до девяти человек. Прийти хотите?» — интересуется она.
В это время к Петуховой заходит родственница Созона и передает его наказ:
приезжим на службу не приходить.
Юлия Сугуева, Дагестан
«Русская планета»