рабочая программа 10 класс физика

Рассмотрена
на заседании методического совета
Протокол № _1__ от «__»_____________
2020г

Согласовано
зам.директора по УВР
___________/Муртузалиев
А,М,/
«__»___________2020г

Утверждаю
Директор МКОУ «Некрасовская
СОШ»
___________/Михайловская Т,Н.
Пр. № _24__ от
«_31_»__августа_________» 2020г

составитель Алиев А,М.
количество часов в неделю-2ч
количество часов по плану-68ч
Учебник Физика 10 класс.Автор Б.Б Мякишев,Г.Я Буховцев

2020 – 2021 учебный
1

Пояснительная

записка.

Рабочая программа учебного предмета «Физика» составлена в соответствии с требованием Федерального
Государственного общеобразовательного стандарта полного среднего общего образования утвержденного приказом
Минобрнауки РФ от 05.08.2004 Пр № 1089 по предмету физика и программы для общеобразовательных учреждений 10-11
классов под редакцией . Буховцева ,Б,Б .Мякишева Г,Я. по учебнику физика для 10 и11 классов. Издательство
Просвещение 2008г
Рабочая программа составлена в соответствии с уставом МКОУ «Некрасовская СОШ», учебным планом на 20202021учебный год утвержден Пр № 24 от 31.08.2020 года. основной образовательной программой полного среднего общего
образования МКОУ «Некрасовская СОШ» утвержден Пр № 24от 31.08.2020года
Рабочая программа по физике 10-11 классов составлена в объеме 68 - часов на каждый класс из расчета 2 часа в
неделю. Сроки реализации рабочей учебной программы 2020-2021 учебный год
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит
существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном
развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования
основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в
процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами
научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их
разрешению. Подчеркну, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при
изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы
изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника
научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Особенностью предмета физики в учебном плане школы является тот факт, что овладение основными физическими
2

понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
Целями изучения физики в средней (полной) школе являются:
 на ценностном уровне:
формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, личностную значимость физического
знания независимо от его профессиональной деятельности, а также ценность: научных знаний и методов познания,
творческой созидательной деятельности, здорового образа жизни, процесса диалогического, толерантного общения,
смыслового чтения;
 на метапредметном уровне:
овладение учащимися универсальными учебными действиями как совокупностью способов действия, обеспечивающих
его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений (включая и организацию этого процесса), к
эффективному решению различного рода жизненных задач;
 на предметном уровне:
 освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической









картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие
техники и технологии; методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить
модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств
веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной
информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и
умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных
технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо
развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач,
уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания;
готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту
окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения
безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей сред
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСНОВЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты
3

 Готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, к осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учетом устойчивых познавательных интересов.
 Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду.
 Сформированность целостного мировоззрения.
 Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
Метапредметные результаты
При изучении учебного предмета обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с
информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них
информацию, в том числе:
 систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в
готовых информационных объектах;
 выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей;
представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в
виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
 заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности, разовьют способность к поиску нескольких вариантов
решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
 анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
 идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
 выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
 ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
 формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
 обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую
последовательность шагов.
4

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
 определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их
выполнения;
 обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
 определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной
задачи;
 выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им
задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
 выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения
цели;
 составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
 определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их
устранения;
 описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач
определенного класса;
 планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
 определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей
учебной деятельности;
 систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей
деятельности;
 отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках
предложенных условий и требований;
 оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
 находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии
планируемого результата;
 работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для
получения запланированных характеристик продукта/результата;
5

 устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и
по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик
продукта;
 сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся
сможет:
 определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
 анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
 свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств,
различая результат и способы действий;
 оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии
с целью деятельности;
 обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных
внешних ресурсов;
 фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной
и познавательной. Обучающийся сможет:
 наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других
обучающихся в процессе взаимопроверки;
 соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
 принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
 самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
 ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к
получению имеющегося продукта учебной деятельности;
 демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта
успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления),
эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
6

 подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
 выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
 выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
 объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать
факты и явления;
 выделять явление из общего ряда других явлений;
 определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств
выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
 строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим
закономерностям;
 строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
 излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
 самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки
достоверности информации;
 вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской
деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с
заданной точки зрения);
 выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные
последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
 делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией
или самостоятельно полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач. Обучающийся сможет:
 обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
 определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью
знаков в схеме;
 создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
 строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
 создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта
7

для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
 преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
 переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного
(символьного) представления в текстовое, и наоборот;
 строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе
имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
 строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
 анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического,
эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки
продукта/результата.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
 находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
 ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
 устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
 критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной,
социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
 определять свое отношение к природной среде;
 анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
 проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
 прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
 распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
Коммуникативные УУД
11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
 определять возможные роли в совместной деятельности;
 играть определенную роль в совместной деятельности;
 принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
 определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной
8

коммуникации;
 строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
 корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы,
перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
 критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно
таково) и корректировать его;
 предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
 выделять общую точку зрения в дискуссии;
 договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
 организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с
другом и т. д.);
 устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны
собеседника задачи, формы или содержания диалога.
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих
чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
 определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
 отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой
группе и т. д.);
 представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
 соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
 высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
 принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
 создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
 использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего
выступления;
 использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством
учителя;
 делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного
контакта и обосновывать его.
13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных
9

технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
 целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и
практических задач с помощью средств ИКТ;
 выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами
естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
 выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
 использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программноаппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе:
вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
 использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
 создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и
правила информационной безопасности.
Предметные результаты
Выпускник научится:
 соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
 понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина,
единицы измерения;
 распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы
проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
 ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых
измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного
оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.
Примечание. При проведении исследования физических явлений измерительные приборы используются лишь как
датчики измерения физических величин. Записи показаний прямых измерений в этом случае не требуется.
 понимать роль эксперимента в получении научной информации;
 проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура,
атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока; при этом выбирать оптимальный способ измерения и
использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.
 проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом
конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков,
делать выводы по результатам исследования;
10

 проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную
установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с
учетом заданной точности измерений;
 анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических
явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
 понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в
повседневной жизни;
 использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные
материалы, ресурсы Интернет.
Выпускник получит возможность научиться:
 осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее
вклад в улучшение качества жизни;
 использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и
теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
 сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении
прямых измерений;
 самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных
способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений,
обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных
результатов;
 воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой
информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике
информации;
 создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников
информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Механические явления
Выпускник научится:
 распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия
протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение, равномерное и равноускоренное прямолинейное
движение, относительность механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности,
инерция, взаимодействие тел, реактивное движение, передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное
11

давление, плавание тел, равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось вращения, колебательное движение, резонанс,
волновое движение (звук);
 описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, перемещение,
скорость, ускорение, период обращения, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения),
давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД
при совершении работы с использованием простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина
волны и скорость ее распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их
обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами,
вычислять значение физической величины;
 анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения
энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы
Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную
формулировку закона и его математическое выражение;
 различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета;
 решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип
суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и
формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление,
импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого
механизма, сила трения скольжения, коэффициент трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость
ее распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы
и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической
величины.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении
с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в
окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и
физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий
исследования космического пространств;
 различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов
(закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность
использования частных законов (закон Гука, Архимеда и др.);
12

 находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся
знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Тепловые явления
Выпускник научится:
 распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания
этих явлений: диффузия, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая
сжимаемость жидкостей и твердых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение,
влажность воздуха, различные способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные состояния
вещества, поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость температуры
кипения от давления;
 описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты,
внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота
парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании
правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы,
связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
 анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения атомно-молекулярного
учения о строении вещества и закон сохранения энергии;
 различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и твердых тел;
 приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
 решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы, связывающие физические
величины (количество теплоты, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная
теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на
основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы,
необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с
приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в
окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых и
гидроэлектростанций;
 различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических
законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;
13

 находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся
знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Электрические и магнитные явления
Выпускник научится:
 распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия
протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое,
химическое, магнитное), взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с
током и на движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные
волны, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света.
 составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая
условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр,
вольтметр).
 использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе.
 описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический
заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа
электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина
волны и частота света; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы
измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.
 анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения
электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света,
закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое
выражение.
 приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях
 решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон
прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие
физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление
вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость
электромагнитных волн, длина волны и частота света, формулы расчета электрического сопротивления при
последовательном и параллельном соединении проводников): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие,
выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать
реальность полученного значения физической величины.
14

Выпускник получит возможность научиться:
 использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при
обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического
поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
 различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов
(закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи,
закон Джоуля-Ленца и др.);
 использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и
теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
 находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся
знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Квантовые явления
Выпускник научится:
 распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия
протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого
спектра излучения атома;
 описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое число, зарядовое число, период
полураспада, энергия фотонов; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их
обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами,
вычислять значение физической величины;
 анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон
сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света
атомом, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
 различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;
 приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и
термоядерных реакций, спектрального анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и техническими устройствами
(счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в
окружающей среде;
 соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
15

 приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра
и различать условия его использования;
 понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих
проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.
Элементы астрономии
Выпускник научится:
 указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного вращения звездного неба,
движения Луны, Солнца и планет относительно звезд;
 понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира;
Выпускник получит возможность научиться:
 указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и
больших планет; пользоваться картой звездного неба при наблюдениях звездного неба;
 различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура) соотносить цвет звезды с ее температурой;
 различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.







В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен:
Знать/ и уметь:
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле,
волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная.
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя
энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный
электрический заряд.
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и
электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта.
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.
16













№
разде
ла
1

Уметь:
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников
Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных
волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект.
отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры,
показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют
проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления
природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления.
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и
электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и
телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров.
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в
сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых
электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Наименование
раздела
2

11 класс.
Содержание раздела

3

Форма текущего
контроля
4

17

1

Основы
Магнитное поле.
токов.
Вектор
магнитной
электродинамики Взаимодействие
индукции. Линии магнитной индукции. Модуль
вектора магнитной индукции. Сила Ампера.
Электроизмерительные приборы.
Применение
закона Ампера. Громкоговоритель.
Действие
магнитного поля на движущийся заряд. Сила
Лоренца. Магнитные свойства вещества.
Электромагнитная индукция.
Открытие электромагнитной индукции. Магнитный
поток. Направление индукционного тока. Правило
Ленца.
Закон
электромагнитной
индукции.
Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в
движущихся проводниках. Электродинамический
микрофон. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия
магнитного поля тока. Электромагнитное поле.

устный опрос; письменные задания;
собеседование;
тесты
действия;
составление
структурно-семантических схем учебного
текста; метод проектов; самостоятельная
работа; контрольная работа; тестирование
с
помощью
технических
средств;
домашнее задание, зачет.

18

2

Колебания и
волны

Механические колебания.
Свободные и вынужденные колебания. Условия
возникновения
свободных
колебаний.
Математический
маятник.
Динамика
колебательного движения. Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний.
Превращение
энергии
при
гармонических
колебаниях. Вынужденные колебания. Резонанс.
Воздействие резонанса и борьба с ним.
Электромагнитные колебания.
Свободные и вынужденные электромагнитные
колебания. Колебательный контур. Превращение
энергии при электромагнитных колебаниях.
Аналогия
между
механическими
и
электромагнитными
колебаниями.
Уравнения,
описывающие процессы в колебательном контуре.
Период свободных электрических колебаний. Переменный
электрический
ток.
Активное
сопротивление. Действующее значение силы тока и
напряжения. Емкость и индуктивность в цепи
переменного тока. Резонанс в электрической цепи.
Генератор на транзисторе. Автоколебания.
Производство, передача и потребление электрической энергии.
Генерирование
электрической
энергии.
Трансформатор.
Производство,
передача
и
потребление электрической энергии.
Механические волны.
Волновые явления. Распространение механических
волн. Продольные и поперечные волны. Длина
волны.
Скорость
распространения
волны.
Уравнение
гармонической
бегущей
волны.
Звуковые волны.
Электромагнитные волны.
Экспериментальное
обнаружение

устный опрос; письменные задания;
собеседование;
тесты
действия;
составление
структурно-семантических схем учебного
текста; метод проектов; самостоятельная
работа; контрольная работа; тестирование
с
помощью
технических
средств;
домашнее задание, зачет.

19

3

4.

Оптика

Световые волны.
Световое излучение. Скорость света и методы ее
определения. Принцип Гюйгенса. Закон отражения
света. Закон преломления света. Полное отражение.
Призма. Линзы. Построение изображения в линзе.
Формула тонкой линзы. Увеличение линзы.
Дисперсия света. Интерференция механических
волн.
Интерференция
света.
Применение
интерференции. Дифракция механических и
световых
волн.
Дифракционная
решетка.
Поперечность световых волн. Поляризация света.
Излучение и спектры.
Виды излучений. Источники света. Спектры и
спектральные
аппараты.
Виды
спектров.
Спектральный
анализ.
Инфракрасное
и
ультрафиолетовое излучения. Рентгеновские лучи.
Шкала электромагнитных волн.
Законы
электродинамики
и
принцип
относительности.
Постулаты
теории
Элементы
относительности.
Относительность
специальной
одновременности.
Основные
следствия
из
теории
относительности. постулатов теории относительности. Элементы
релятивистской динамики.

устный опрос; письменные задания;
собеседование;
тесты
действия;
составление
структурно-семантических схем учебного
текста; метод проектов; самостоятельная
работа; контрольная работа; тестирование
с
помощью
технических
средств;
домашнее задание, зачет.

устный опрос; письменные задания;
собеседование; составление структурносемантических схем учебного текста;
самостоятельная
работа;
домашнее
задание.

20

5.

Квантовая
физика. Физика
атомного ядра.

Квантовая физика.
Постоянная
Планка.
Фотоэффект.
Теория
фотоэффекта.
Уравнение
Эйнштейна
для
фотоэффекта. Фотоны. Применение фотоэффекта.
Давление света. Химическое действие света.
Фотография.
Атомная физика.
Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые
постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору.
Трудности теории Бора. Квантовая механика.
Испускание и поглощение света атомом. Лазеры.
Методы наблюдения и регистрации элементарных
частиц. Открытие радиоактивности. Альфа, бета и
гамма излучения. Радиоактивные превращения.
Закон
радиоактивного
распада.
Период
полураспада.
Изотопы.
Открытие
нейтрона.
Строение атомного ядра. Ядерные силы. Энергия
связи атомных ядер. Ядерные реакции. Деление
ядер урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный
реактор. Термоядерные реакции. Применение
ядерной энергии.
Получение радиоактивных
изотопов и их применение.
Биологическое
действие радиоактивных излучений.
Элементарные частицы.
Три этапа в развитии физики элементарных частиц.
Открытие позитрона. Античастицы.

устный опрос; письменные задания;
собеседование;
тесты
действия;
составление
структурно-семантических схем учебного
текста; метод проектов; самостоятельная
работа; контрольная работа; тестирование
с
помощью
технических
средств;
домашнее задание, зачет.

21

6.

Элементы
астрофизики.

Полуг
одие
1

Примерные
сроки

Видимые движения небесных тел. Законы движения
небесных тел. Система Земля-Луна. Физическая
природа планет и малых тел Солнечной системы.
Солнце.
Основные
характеристики
звезд.
Внутреннее строение Солнца и звезд главной
последовательности. Эволюция звезд: рождение,
жизнь и смерть звезд.
Млечный Путь – наша Галактика. Галактики.
Строение и эволюция Вселенной. Единая
физическая картина мира.

2
11 класс.
Содержание программы
Магнитное поле
Электромагнитная индукция
Механические колебания
Электромагнитные колебания
Механические и электромагнитные
волны

устный опрос; письменные задания;
собеседование;
тесты
действия;
составление
структурно-семантических схем учебного
текста; метод проектов; самостоятельная
работа;
тестирование
с
помощью
технических средств; домашнее задание,
зачет.

Количест
во часов

Количество
лабораторных
работ

3
8
4
6
9

1
1
1
-

Количество
контрольных
работ и
зачетов
1+1
1+1

22

Световые волны. Излучение и спектры
Элементы теории относительности
Световые кванты
Атомная физика. Физика атомного ядра
Элементы астрофизики.

2

Итого

№
урока
1

1
2
3
4
5
6
7
8

Дата
План
Факт
2
3

15
3
2
10
8

5
1
-

0+1
1+0
1+1
1+0

68

9

5+4

11 класс.
Тема урока
1-полугодие-30 часов
Основы электродинамики.
Тема 1: Магнитное поле.
Взаимодействие токов. Вектор магнитной индукции.
Сила Ампера. «Наблюдение действия магнитного поля на ток»
Л.Р. № 1
Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.
Тема 2: Электромагнитная индукция.
Открытие электромагнитной индукции. Магнитный поток.
Правило Ленца. «Изучение явления электромагнитной
индукции» Л.Р. № 2
Закон электромагнитной индукции.
Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся
проводниках.
Электродинамический микрофон. Самоиндукция. Индуктивность.

К-во
часов
5
11
3
1
1
1
8
1
1
1
1
1
23

9
10
11

12
13

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле.
«Магнитное поле. Электромагнитная индукция» К.Р. № 1
Зачет 1 по теме: «Магнитное поле. Электромагнитная
индукция»
Колебания и волны.
Тема 3: «Механические колебания”
Свободные и вынужденные колебания. Условия возникновения
свободных колебаний.
Математический маятник. Динамика колебательного движения.
«Определение ускорения свободного падения при помощи
маятника» Л.Р. № 3
Гармонические колебания. Параметры колебательного движения.
Превращение энергии при гармонических колебаниях.
Вынужденные колебания. Резонанс. Влияние резонанса.
Тема 4: «Электромагнитные колебания»
Свободные колебания в колебательном контуре. Превращения
энергии в колебательном контуре.
Аналогия между механическими и ЭМК. Уравнения, описывающие
процессы в колебательном контуре.
Переменный электрический ток. Активное сопротивление.
Действующие значения силы тока и напряжения.
Эмкостное и индуктивное сопротивление. Резонанс в электрической
цепи. Автоколебания.
Генерирование электрической энергии. Трансформатор
Производство, использование и передача электрической энергии.
ТЕМА 5: «Механические и электромагнитные волны».
Волновые явления. Распространение механических волн.
Длина волны. Скорость волны. Звуковые волны.
Излучение электромагнитных волн. Опыты Герца.
Плотность потока электромагнитного излучения.
Изобретение радио. Принципы радиосвязи. Модуляция и

1
1
1
19
4
1
1

1
1
6
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
24

27
28
29
30
«ОПТИКА»
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45

детектирование.
Свойства электромагнитных волн. Распространение радиоволн.
Радиолокация.
Телевидение. Развитие средств связи.
«Колебания и волны» К.Р. № 2
Зачет 2 по теме: «Колебания и волны».
2-полугодие- 38 часов
Тема 6: «Световые волны. Излучение и спектры».
Световое излучение. Скорость света и методы его определения.
Принцип Гюйгенса. Закон отражения света.
Закон преломления света. Полное отражение.
«Измерение показателя преломления стекла» Л.Р. № 4
Линза. Построение изображения в линзе.
Формула тонкой линзы.
Дисперсия света. «Определение оптической силы и фокусного
расстояния собирающей линзы». Л.Р. № 5.
Интерференция механических волн. Интерференция света.
Некоторое применение интерференции света.
Дифракция механических и световых волн. «Наблюдение
интерференции и дифракции в тонких пленках» Л.Р. № 6
Дифракционная решетка. «Измерение длины световой волны»
Л.Р. № 7
Поперечность световых волн. Поляризация света. Электромагнитная
теория света.
Виды излучений. Источники света. Спектры и спектральные
аппараты.
Виды спектров. Спектральный анализ. «Наблюдение сплошного и
линейчатого спектров» Л.Р. № 8
Инфракрасное, ультрафиолетовое и рентреновское излучения.
Шкала электромагнитных волн.
«Световые волны. Излучение и спектры» К.Р. № 3

1
1
1
1
18
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
25

46

47
48

49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63

Тема 7: «Элементы теории относительности”
Законы электродинамики и принцип относительности. Постулаты
теории относительности. Пространство и время в теории
относительности.
Релятивистская динамика. Связь между массой и энергией.
Зачет 3 по теме «Оптика. Элементы СТО»
«КВАНТОВАЯ ФИЗИКА»
Тема 8: «Световые кванты»
Тепловое излучение. Постоянная Планка. Фотоэффект. Теория
фотоэффекта. Фотоны.
Применение фотоэффекта. Давление света. Фотография.
Тема 9: «Атомная физика. Физика атомного ядра»
Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора.
Модель атома водорода по Бору.
Трудности теории Бора. Квантовая механика. Лазеры.
Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. Открытие
радиоактивности. α-, β- и γ-излучения. Радиоактивные превращения.
Закон радиоактивного распада. Период полураспада. Изотопы.
Строение атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи атомных
ядер.
Ядерные реакции. Деление ядер урана. ЦЯР.
Ядерный реактор. Термоядерные реакции. Применение ядерной
энергетики.
Биологтческое действие радиактивных излучений. «Измерение
уровня радиации бытовым дозиметром» Л.Р. № 9.
«Квантовая физика» К.Р. № 4
Зачет 4 по теме: «Квантовая физика»
Элементы астрофизики.
Видимые движения небесных тел.
Законы движения планет. Система Земля-Луна.
Физическая природа планет и малых тел Солнечной системы.

3
1

1
1
12
2
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
26

64
65
66
67
68







1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Солнце.
Основные характеристики звезд. Внутреннее строение Солнца и
звезд главной последовательности. Эволюция звезд.
Млечный Путь – наша Галактика. Галактики.
Строение и эволюция Вселенной. Единая физическая картина мира.
Зачет 5 по теме: «Элементы астрофизики»

1
1
1
1
1

Учебно-методический комплект
Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. –
2004. № 24-25.
Закон Российской Федерации «Об образовании» // Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ «Астрель»
Профиздат. -2005. 64 с.
Учебник: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н. Н.Физика: Учеб. Для 10 кл. общеобразовательных учреждений.
– М.: Просвещение, 2010.
Учебник: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н. Н.Физика: Учеб. Для 11 кл. общеобразовательных учреждений.
– М.: Просвещение, 2010.
Сборники задач: Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Рымкевич А.П. – 8-е изд.,
стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 192 с.
Методическое обеспечение:
Каменецкий С.Е., Орехов В.П.. Методика решения задач по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1987.
Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика 10 класс. Методические материалы для учителя. Под редакцией
В.А. Орлова. М.: Илекса, 2005
Коровин В.А., Степанова Г.Н. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средней
(полной) школы по физике. – Дрофа, 2001-2002
Коровин В.А., Демидова М.Ю. Методический справочник учителя физики. – Мнемозина, 2000-2003
Маркина В. Г.. Физика 11 класс: поурочные планы по учебнику Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева. – Волгоград:
Учитель, 2006
Сауров Ю.А. Физика в 11 классе: Модели уроков: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2005
Шаталов В.Ф., Шейман В.М., Хайт А.М.. Опорные конспекты по кинематике и динамике. – М.: Просвещение, 1989.

27

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(903)4803058

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».